Первобытное искусство

Антропогенез

http://vm.kemsu.ru/images/anthrop/evolution.gif

Антропогенез (теория происхождения и формирования человека). Как это часто бывает в науке, накопление новых фактов и наблюдений далеко не всегда способстует прояснению той или иной проблемы. Еще 40 лет назад в наших учебниках говорилось, что наш самый древний предок жил около 500 тыс. лет тому назад на о. Ява. Это был яванский питекантроп (обезьяночеловек, на верхнем рисунке он третий слева), ископаемые кости которого были найдены и изучены голландским врачом и антропологом Эженом Дюбуа. Были и другие находки. В Китае, в пещере Чжоу Коутянь был найден череп и отдельные кости синантропа (китайского человека), который имел признаки некоторой продвинутости по линии эволюции по сравнению с питекантропом. Еще более продвинутыми были найденные в Германии "гейдельбергский человек" и неандерталец. На основании этих наблюдений сложилась простая и последовательная схема эволюции человека: питекантроп - синантроп - гейдельбергский человек - неандерталец - современный человек (Homo sapiens).

Хотя профессионалы-антропологи нигде этого прямо не утверждали, но было как-то общепринятым, что каждый предшествующий вид постепенно в результате эволюции превращался в последующего и, наконец, неандерталец (второй справа) превратился в современного человека.

В 60-х гг. последовала серия открытий, сделанных семейством Лики (Луис, Мэри и их сын Роберт - антропологи из Южной Африки). Они нашли в Восточной Африке много костей и в некоторых случаях почти целые скелеты эволюционного предшественника питекантропа - австралопитека афарского.

Вообще австралопитек был известен уже с 1924 г., но тогда были найдены отдельные кости, а раскопки Лики дали массовые находки. На рисунке справа приведена реконструкция облика австралопитека.

Здесь же с костями австралопитека встречались раздробленные кости животных и грубо обработанные каменные орудия. Удивительным и сенсационным в работах Лики было обнаружение в слое окаменевшего вулканического туфа цепочки следов ног взрослого австралопитека и детеныша. К схеме антропогенеза добавилось еще одно, самое начальное звено (первый слева на верхнем рисунке).

Однако и эта схема продержалась недолго. Генетические исследования последних лет в США и в Германии показали, во-первых, что "праматерь" человечества была африканкой, а, во-вторых, что неандерталец не мог быть предком современного человека. Это была тупиковая ветвь эволюции, вымершая (или "вымерзшая") около 40 тыс. лет тому назад во время наибольшего похолодания и оледенения.

Л. Лики и его последователи успешно пользовались и пользуются радиоизотопными методами определения абсолютного возраста, согласно которым самый древний австралопитек жил около 3,7 млн лет тому назад. Оказалось, что и австралопитеков и неандертальцев было несколько видов, а "человек разумный" появился в Африке около 200 тыс. лет тому назад. Современные представления об антропогенезе стали намного более сложными и порождают иногда больше вопросов, чем ответов (см. схему).
http://vm.kemsu.ru/images/anthrop/hominidae.gif
Вот каким семейство гоминид представляется сейчас. Вторая справа - неандертальская женщина.

Палеолит

1) Пещерная живопись

http://vm.kemsu.ru/images/caves/kapova-enter-s.jpg
Больше всего древнейшей живописи найдено в Европе (от Испании до Урала). По понятным причинам она хорошо сохранилась на стенах заброшенных пещер, входы в которые оказались наглухо заваленными тысячелетия назад. В течение тысячелетий самой природой в них поддерживалась одна и та же температура и влажность. Поэтому хорошо сохранилась не только настенная живопись, но и многие другие свидетельства деятельности человека, включая четкие следы босых ног взрослых и, что особенно впечатляет, - детей на сыром полу некоторых пещер.

По степени насыщенности пещерной живописью особенно выделяются провинции Дордонь, Арьеж и Верхние Пиренеи во Франции, а также прилегающие к Пиненеям с юго-запада испанские провинции Кантабрия и Астурия. В литературе принято обобщенное название этих областей "Франко-Кантабрия". Менее "густо" памятники палеолитического искусства расположены на французской и итальянской Ривьере и на острове Сицилия, Лве пещеры с живописью открыты, на острове Сицилия, две пещеры с живописью открыты на Южном Урале. Большинство из этих пещер и гротов были открыты для науки и стали объектами специального изучения за последние сто лет. Долго считалось, что искусство эпохи палеолита - явление исключительно европейское или евразийское и что на других континентах таких памятников не было. А.Брейль даже пытался обосновать эту исключительность протоевропейской культуры. Позднее, в 60-70-е гг. стало ясно, что это не так. В Австралии, на полуострове Арнемленд и в других местах были найдены изображения кенгуру и отпечатки ладоней, возраст которых оказался старше 12 тыс. лет. В Южной Африке особенно интересны находки в гроте Апполо 11. Здесь в 1969 г. в слое между мустье и верхним палеолитом были найдены две расписные каменные плитки величиной в ладонь. Одна из них была расколота на два фрагмента. На одной из плиток черной краской было нанесено изображение носорога, на другой - какого-то копытного животного. Они датированы по 14С между 28 и 26 тыс. лет тому назад. Здесь же, в Южной Африке, в Львиной Пещере было найдено древнейшее из известных сейчас на земле место добычи охры, датиованное по 14С около 43.200 лет тому назад. Предположительно к верхнему палеолиту относят отдельные древние росписи Сибири, южной Анатолии и северного Китая, однако более точных датировок этих изображений пока нет.

Нынешние данные о распространении пещерной живописи отражают не более, чем степень ее сохранности и изученности. Редкость таких находок на пространстве междуФранко-Кантабрией и Уралом скорее объясняется природными условиями и неоднородной изученностью территорий, где есть пещеры, чем какими-либо иными причинами. В изучении первобытного искусства процесс "первоначального накопления" данных еще далек не только от завершения, но и от достаточной полноты. Тем более, что и определить объем этой "достаточности" далеко не просто. Даже на юге Франции, где в сравнительно небольших регионах уже более ста лет идут регулярные и масштабные поиски, случаются неожиданные открытия. В самой насыщенной памятниками пещерной живописи области, казалось бы исхоженной вдоль и поперек еще во времена аббата А.Брейля и его первых учеников, за время с 1984 по 1994 гг. была открыта 21 неизвестная ранее пещера с живописью. Среди них - такие, как Коске и Шове, которые по древности, богатству и разнообразию не уступают всемирно известным росписям Альтамиры, Ляско и др., а Шове, пожалуй, и вовсе занимает теперь первое место среди них. И никто не может исключить, что завтра не будет открыта пещера с еще более разнообразной, совершенной и более древней живописью.

По состоянию на 1994 г. в Европе известно более 300 пещер, гротов или навесов с изображениями бесспорно относящимися к эпохе верхнего палеолита. Из них во Франции - 150, в Испании - 125, в Португалии - 3, в Италии - 21, в Югославии - 1, в Румынии - 1, в Германии - 2, в России - 2. На стоянках, в пещерах и случайным образом найдено трудноисчислимое количество предметов мелкой пластики. В России их количество уже превысило 150 (самые восточные - в Прибайкалье). Новые находки и открытия несомненно еще впереди, и мы будем обязательно информировать о них посетителей нашего музея.

2) Мелкая пластика

Неотъемлемую часть искусства эпохи палеолита составляют предметы, которые по-русски принято называть "мелкая пластика", по-французски - l'art mobilier, по-английски - portable art.

Это - три типа объектов:
1) статуэтки и иные объемные изделия, вырезанные из мягкого камня или из других материалов (рог, бивень мамонта),
2) уплощенные предметы с гравировками и росписями и
3) рельефы в пещерах, гротах и под природными навесами.
Одной из первых находок подобных изделий была костяная пластина из грота Шаффо с изображениями двух ланей или оленух.

Все знают замечательного французского писателя Проспера Мериме, автора увлекательного романа "Хроника царствования Карла IX", "Кармен" и других романтических новелл, но мало кто знает, что он служил инспектором по охране исторических памятников. Именно он и передал в 1833 г. эту пластинку в только организуемый в центре Парижа исторический музей Клюни. Теперь она хранится в Музее национальных древностей (Сен-Жермен ан Ле). Позднее в гроте Шаффо был обнаружен культурный слой эпохи верхнего палеолита. Но тогда, так же, как это было с живописью Альтамиры, и с другими изобразительными памятниками эпохи палеолита, никто не мог поверить, что это искусство старше древнеегипетского. Поэтому подобные гравировки считались образцами кельтского искусства (V-IV вв. до Р.Х.). Только в конце XIX в., опять же, как и пещерную живопись, их признали древнейшими после того, как они были найдены в палеолитическом культурном слое.

Наиболее пристальное внимание специалистов привлекают статуэтки женщин, обнаруживаемые время от времени при раскопках поселений эпохи верхнего палеолита. Сейчас только на территории России таких статуэток известно несколько десятков. Вместе с находками в Европе их больше двух сотен. Большинство из этих фигурок небольших размеров: от 4 до 17 см. Их самым заметным отличительным признаком является преувеличенная "дородность", они изображают женщин с грузными фигурами. Типичной можно считать "Венеру" из Виллендорфа и статуэтки из Костенок. Вместе с тем есть и вполне реалистические объемные изображения. К ним, например относится широко известная головка, которую во Франции называют "дама в капюшоне" из Брассемпуи. А другая статуэтка, найденная здесь же, но к сожалениию, обломанная, демонстрирует чуть ли не античные пропорции женской фигуры. Некоторые статуэтки из Чехии сделаны из обожженной глины, например, с поселения Долни Вестоници. Еще недавно это считалось уникальным явлением, но статуэтка из обожженной глины недавно была обнаружена в Сибири, в верховьях Енисея на стоянке Майна. Здесь же в Сибири, в Прибайкалье была найдена целая серия своеобразных статуэток совершенно иного стилистического облика. Наряду с такими же, как в Европе, грузными фигурками обнаженных женщин, здесь есть статуэтки стройных, вытянутых пропорций и, в отличие от европейских, они изображены одетыми в глухие, скорее всего меховые "комбинезоны". Это находки на стоянках Буреть и Мальта.

Практически все, кто изучал палеолитические женские статуэтки, с теми или иными различиями в деталях, объясняют их как культовые предметы, амулеты, идолы и т. п., отражающие идею материнства и плодородия. Об этом писали А.Брейль, Г.Осборн, П.П.Ефименко и многие другие. Отдельные варианты этой идеи, завершив полный "цикл", начинают новый виток. Так, Мак Дермот, видимо, не знакомый с изданными по-русски книгами Ефименко, объясняет статуэтки с преувеличенно большими животами как изображения беременных женщин, о чем Ефименко писал еще в 1935 г.

Мезолит

Практически везде, где были обнаружены плоскостные или объемные изображения эпохи верхнего палеолита, в художественной деятельности людей последующих эпох как будто наступает пауза. Ее продолжительность разная в разных регионах. В степной и лесостепной Евразии она длится долго, чуть ли не 8-9 тыс. лет. В областях более благоприятных, например, в Средиземноморье и на Переднем Востоке эта пауза короче - 5-6 тыс. лет. Время между окончанием периода верхнего палеолита и началом нового каменного века (неолита) называется "мезолит"(10 - 5 тыс. лет тому назад). Может быть, этот период еще плохо изучен, может быть, изображения, сделанные не в пещерах, а на открытом воздухе, со временем смыло дождями и снегом, может быть, среди петроглифов, которые очень трудно точно датировать, есть относящиеся к этому времени, но мы пока не умеем их распознавать. Показательно, что и предметы мелкой пластики при раскопках мезолитических поселений встречаются крайне редко. К концу мезолита или к началу неолита относятся некоторые памятники со спорными датировками: петроглифы испанского Леванта, Северной Африки, резьба по кости и рогу из Оленеостровского могильника. Из наименее сомнительных изобразительных памятников мезолита можно назвать буквально единицы: Каменная Могила на Украине, Кобыстан в Азербайджане, Зараут-Сай в Узбекистане, Шахты в Таджикистане и Бхимпетка в Индии.

Бронзовый век

Обычно выделяют два больших периода - энеолит (медно-каменный век) - переходный период от эпохи камня к эпохе металла и бронзовый век. С эпохой бронзы связаны важные вехи в истории человечества. Прежде всего это - дальнейшее распространение производящего хозяйства - земледелия и скотоводства и освоение нового материала - металла, в первую очередь меди и ее сплавов. В начале эпохи металла происходит расширение контактов между народами, жившими на обширных территориях. Особенно заметно этот процесс проявился на территории степной Евразии, где с эпохи палеометалла складывается производящее скотоводческое хозяйство. Во многом это было связано и с новыми техническими изобретениями, в частности, с появлением колесной повозки, а в период поздней бронзы - с использованием лошади для верховой езды.

Искусство эпохи бронзы

Искусство эпохи бронзы имеет ряд особенностей. Оно становится более разнообразным и широко распространяется географически. Петроглифы (рисунки на скалах), изображения на каменных стелах и плитах, скульптура, мелкая пластика, орнамент, использование художественных образов в оформлении орудий труда и предметов быта - все это становится повсеместным явлением. В искусстве этого времени впервые удается проследить яркие сюжеты, связанные с мифологией древних народов, в частности индоевропейских. Образы древнего искусства становятся своебразным "изобразительным языком", знаковой системой, понятной родственным группам населения. Особенно ярко эта особенность древнего искусства проявляется в орнаменте и в первую очередь в традициях орнаментации керамики. Отразить все разнообразие искусства бронзового века невозможно в рамках этого сжатого очерка. Остановимся лишь на некоторых наиболее интересных материалах.

Каракол

Многие открытия в археологии делаются случайно. Именно так и произошло со знаменитыми росписями Каракола. При строительстве мемориала в центре села Каракол на Горном Алтае строители наткнулись на остатки кургана энеолитического времени. Работы были приостановлены и памятник был передан для археологических исследований. Под насыпью были обнаружены остатки погребений, совершенных в заглубленных в землю "ящиках" из каменных плит, перекрытых такими же плитами. На черепах погребенных отчетливо прослеживались следы красной краски. В каракольском кургане не было обнаружено ни одной вещи, которая могла бы помочь датировать 
памятник, однако находки были действительно уникальными.
http://vm.kemsu.ru/images/bronze/karakol1.jpg
На стенах погребальных ящиков сохранились многочисленные изображения выбитые и нарисованные краской. Почти все они были трехцветные - древние художники использовали красную, белую и черную краски.
Что же изображено на каракольских плитах?
Антропоморфные существа, представленные на плитах Каракола и в самом деле очень загадочны. Все они сочетают антропоморфные и зооморфные черты - бычьи рога, звериные когти, морды, удивительно похожие на заячьи, "трехпалость" - все это тесно переплетается в облике каракольских персонажей. Такое сочетание становится понятным, если допустить, что все каракольские фигуры изображены в ритуальных масках. Это предположение подтверждается отсутствием у каракольских изображений шеи и явно увеличенные размеры головы - именно так выглядит человек в ритуальной маске.
Еще одна интересная особенность каракольских изображений - сочетание в одной фигуре нескольких проекций (например, лицо анфас, туловище и ноги в профиль). Этот яркий стилистический прием сближает каракольские рисунки с древнеегипетским искусством.
Что касается интерпретации сюжетов, изображенных на плитах каракольских гробниц, то они могут допускать самые различные истолкования. Ясно одно - перед нами явно мифологические сцены, связанные с космологическими представлениями древних людей. Быть может, это изображения божеств, призванные помочь умершему в переходе из мира живых в мир мертвых.
Персонажи и сюжеты каракольских изображений внешне напоминают искусство Древнего Востока. Кстати, на Алтае, близ д. Озерной была найдена стела с резными изображениями верениц животных, которые своей "древнеегипетской" стилизацией удивили даже известного египтолога акад. Б.Б.Пиотровского. Может быть именно здесь стоит искать корни каракольского искусства?